На этой странице попробуем ответить на вопрос … Что, и собственно зачем мультиплекс? Ответ на этот вопрос прост.
Достаточно взглянуть на диаграмму .
За последние годы технический прогресс в области автомобилестроения позволил оснастить автомобиль большим количеством различных электронных устройств и соответственно функций. В свою очередь ужесточение норм по токсичности отработавших газов, требования по безопасности и комфорту также приводят к постоянному росту количества электронного оборудования в наших автомобилях.
Например, в результате создания и внедрения новых видов электрооборудования в 2000 году количество электронных устройств в некоторых автомобилях достигло 20 — 40.
Это приводит к:
-
усложнению жгутов проводов
-
увеличению их массы и объёма
-
увеличивается количество соединений
Вес проводов может достигать 40 кг, при общей длине более 2 км.
Подсчитано, что как сложность, так и масса в среднем увеличиваются
вдвое каждые 10 лет
.
Подобное усложнение электрических систем автомобиля порождает большое количество проблем, связанных в первую очередь с:
-
—
проектированием и производством автомобиля
-
—
его стоимостью
-
—
уменьшением полезного пространства
-
—
ухудшением надежности
-
—
сложностью поиска неисправностей
Катастрофический прирост количества проводов и соединений привел конструкторов к необходимости создания принципиально новых систем, где аналоговые сигналы были заменены на цифровые и сотни метров проводов заменили цифровые шины состоящие из одного, или двух проводов.
Внизу представлены два автомобиля оба располагающие 17 компьютерами. Каждый из компьютеров нуждается в тех или иных сигналах. Слева нарисован авто без мультиплекса, справа с мультиплексом.
Расшифровка терминологии и некоторые понятия:
Мультиплексная система позволяет передавать несколько пакетов цифровой информации между различными элементами электрооборудования по одному передающему каналу, образованному 2 проводниками (ШИНА).
Мультиплексная система упрощает электрические цепи автомобиля (старая технология: один проводник для каждой информации, т.е. около 2000 метров электрических кабелей и 1900 соединений).
Она повышает надежность автомобилей, расширяя при этом число используемых функций (при том же количестве проводников).
Калькуляторы ( расчитывающие устройсва -компьютеры) управляют работой автомобиля, они получают информацию от датчиков и контакторов, обрабатывают эту информацию, управляют приданными исполнительными механизмами и обмениваются информацией с другими калькуляторами по мультиплексной сети. Они способны проводить самодиагностику и запоминать все отмеченные нарушения в работе (коды ошибок).
Блок BSI, или Интеллектуальный Коммутационный Блок, является центральным калькулятором в системе электрооборудования автомобиля. Он служит передаточным звеном между сетью VAN и сетью CAN, между калькуляторами и диагностическими приборами, или между сетями CAN (в системах Full CAN).
Блок BSM, или Коммутационный блок двигателя, управляет работой силовых реле в соответствии с командами, полученными от блока BSI, по сети VAN КУЗОВ 1. В блоке BSM устанавливаются электронная схема, предохранители и реле.
Блок BSR, или Коммутационный Блок Прицепа, устанавливается при установке буксирного устройства для обеспечения электропитания прицепа или жилого прицепа.
ШИНА обеспечивает одновременно электропитание элементов системы и передачу информации или команд.
Подрулевой переключатель начиная с автомобиля Xsara 2 Com2000 является блоком, выполняющим роль интерфейса человек/машина, обеспечивающим управление работой автомагнитолы, телефона, бортового компьютера, круиз-контроля или ограничителя скорости, омывателей стекол, стеклоочистителей, освещения, сигнализации. Блок подрулевого переключателя передает на блок BSI информацию о действиях водителя по мультиплексной сети VAN КУЗОВ 1 или CAN КУЗОВ.
Он также обеспечивает:
Управление работой встроенного звукового сигнала в соответствии с запросами на подачу звуковых сигналов от блока BSI.
Прием ВЧ-сообщений от пульта дистанционного управления.
Связь между транспондером ключа и блоком BSI (через антенну транспондера) для обеспечения работы Кодовой Противоугонной Системы.
Передачу информации от датчика угла поворота рулевого колеса.
LEXIA,PROXIA,DIAG – необходимые диагностические приборы для проведения диагностики автомобилей с мультиплексными системами.
После подключения к автомобилю прибор собирает информацию о нарушениях в работе систем, зарегистрированных калькуляторами.
Телезагрузка через Интернет позволяет обновлять программное обеспечение калькуляторов (BSI, калькуляторов двигателя и подвески, АКП и МКП с электронным управлением и т.д.).
Встречаются 2 варианта технических решений:
Автомобили с мультиплексными системами Bi-VAN CAN, использовавшимися на автомобилях CITROEN до C4 и C5R и до Peugeot 407,308. Автомобили с мультиплексными системами Full CAN (скорость передачи данных до 512 килобит в секунду), использующимися на автомобилях начиная с C4 , C5 R , 407,308.
Автомобили с мультиплексными системами Bi-VAN CAR, выпущенные до C4 и C5R
Сеть VAN (Vehicule Area Network) является ШИНОЙ, которая работает по протоколу VAN с информацией, относящейся к функциям кузова, обеспечения безопасности и комфорта.
Сеть VAN КУЗОВ состоит из двух сетей:
— VAN КУЗОВ 1 объединяет оборудование для обеспечения безопасности:
. Блок BSI
. Подушки безопасности
. Блок BSM
. Подрулевой переключатель
. Датчик дождя (C5 BSI light январь 2003, Xsara2 Com2000).
— VAN КУЗОВ 2 объединяет:
. Блок BSI
. Оборудование управления открывающимися элементами кузова (модули дверей, модули сдвижных боковых дверей, люк)
. Охранная сигнализация
. Калькулятор ввода добавки в дизтопливо (сажевый фильтр)
. Датчик дождя / освещенности (C3, C2)
. Блок запоминания положения сидений
Сеть VAN КОМФОРТ объединяет функции обеспечения комфорта, информации для водителя и помощи при вождении:
. Блок BSI
. Панель приборов
. Блок сигнальных ламп и одометра (только C8)
. Многофункциональный дисплей
. Кондиционер
. Автомагнитола (RB1, RB2, RD2, RT2…)
. CD-чейнджер
. Телекоммуникационная система (RT3)
. Управление приемником телекоммуникационной системой (только C8)
. Навигационная система
. Система помощи при парковке
Сеть CAN-IS (Controler Area Network — Межсистемная) является ШИНОЙ, которая объединяет по протоколу CAN следующие калькуляторы и датчики:
. Блок BSI
. Автоматическая коробка передач
. Механическая коробка передач с электронным управлением (Sensodrive)
. ABS или ESP
. Подвеска
. Двигатель
. Датчик угла поворота рулевого колеса для автомобилей с системой ESP
. Электрический усилитель рулевого управления
. Система обнаружения падения давления в шинах
. Узел электронасоса усилителя рулевого управления
. Гироскопический датчик
Автомобили с системами FULL CAN начиная с C5R и C4, 407, 308.
Применяемый протокол CAN соответствует стандарту, который используется многими изготовителями автомобилей. Существуют 3 различные сети CAN:
Одна сеть CAN Кузов, которая объединяет оборудование, ранее входившее в сети VAN КУЗОВ 1 и VAN КУЗОВ 2, дополнительно в нее включается блок BSR (Коммутационный Блок Прицепа).
Сеть CAN Комфорт, которая объединяет оборудование, ранее входившее в сеть VAN Комфорт, дополнительно в нее включается калькулятор системы AFIL.
Сеть CAN-IS , которая объединяет оборудование, ранее входившее в сеть BI-VANCAN, дополнительно в нее включаются управляемые фары.
Примечания
На определенных автомобилях существует специальная сеть: сеть LIN (Local Interconnect Network), используемая для таких функций, как рулевое колесо с неподвижной ступицей (VCCF), управляемые фары, стеклоочистители и т.д.
Аварийные режимы позволяют сохранить минимальный набор функций при возникновении неисправности агрегата или при появлении ошибки на автомобиле.
Интересующие вопросы по данному разделу можно задать на форуме.