Криптовалютный рынок стал слишком привлекательным для быстрых схем обогащения. Тысячи монет наводнили рынок, а количество мошенников и того больше.

Чтобы облегчить процесс оценки крипто-проектов, стоит знать признаки, которые должны стать вашими «красными флагами». Нет, это не означает, что проект является мошенничеством. Но они точно означают, что инвестора ожидает нестабильное будущее и возможная потеря инвестиций. Оценка факторов риска поможет не только сэкономить инвестиции, но и лучше распределить время для оценки более безопасных активов.

 

Репозиторий

Есть несколько фактов, которые связаны с продуктом проекта. Да, иногда они могут быть связаны ошибками неопытных разработчиков, но стоит обратить на них внимание.

 

1. Нет публичного репозитория для кода продукта.

Если команда рекламирует свой проект, как открытый, то он должен иметь публичный репозиторий. Это же так просто. Без этого просто нет никаких доказательств того, что код продукта вообще существует. По сути не существует даже доказательств того, что есть команда разработчиков, работающих над продуктом. Так что долгосрочные инвестиции в проект, который даже не имеет публичного кода небезопасны.

 

2. Низкая активность или ее отсутствие.

Если проект рассчитывает на успех, то он должен постоянно развиваться. Когда проходят месяцы, а в публичном репозитории не появляется ничего нового, это должно вызывать недоверие у инвестора. Существую проекты с капитализацией выше миллиарда долларов, которые не выкладывали обновлений более двух лет. Это нонсенс.

 

Команда

Да, это очевидно, но это стоит повторять снова и снова - команда является одним из самых важных аспектов любого криптопроекта.

 

3. Маленькая команда

Когда вы пытаетесь изменить какую-то отрасль, это невозможно сделать в одиночку. Такая задача требует команды увлеченных людей. Так что в команде должно быть больше двух или даже четырех членов.

 

4. Нет советников

Советники предоставляют хоть какие-то гарантии. Проще говоря, команда без консультантов демонстрирует отсутствие способности убеждать участников рынка, что их проект ценный. Этот аргумент касается и тех, у кого только один советник.

 

5. Нет разнообразия

Для успеха компании требуется несколько движущих сил и лидеров. Поэтому хорошая команда включает в себя нескольких экспертов в разных отраслях. Команде нужны инженеры, продажники, дизайнеры, маркетологи, координаторы сообщества и другие специалисты, чтобы стать успешными.

 

6. Анонимная команда

Да, иногда может показаться, что крипто-сообщество гордится своей конфиденциальностью, да и основатель этой отрасли по-прежнему остается анонимным. Но нет, сейчас это уже не нормально. В то время, как криптовалютное сообщество регулярно страдает от мошенничества и плохих команд, анонимные участники проекта недопустимы.

 

Финансирование

Тут все вообще элементарно – если есть проблемы на финансовом фронте, то о чем вообще разговаривать?

 

7. Тайное финансирование

Иногда проекты могут утверждать, что их поддерживают венчурные инвесторы или фонды. Но такую информацию легко проверить. Но если проверка не дала результатов, то нужно задуматься – зачем проект прикрывается ложью о том, что их кто-то уже финансирует? Не затем ли, чтобы просто заполучить ваши деньги? Команда всегда должна располагать источниками финансирования. Но они должны быть открытыми. И не должно быть исключения из этого правила.

 

White Paper

Ничего не обещающий в традиционном мире, White Paper в крипто-сообществе воспринимается, как практически заверенный договор. Это не так плохо, но нужно помнить о рисках.

 

8. Нет White Paper

Как без него инвесторы могут понять суть проекта? Отсутствие документа означает, что нет и самой идеи и нет плана действий. Такие команды могут создавать то, что не будет востребовано людьми и обществом.

 

9. Плагиат в White Paper

Плагиат не поощряется нигде. Но когда дело доходит до технологии, плагиат в таком документе говорит о том, что команда даже не может разобраться в собственном продукте. Хотя иногда решение «содрать» чей-то White Paper принимается одним человеком или специалистом, оно плохо отражается на всем проекте. Это означает, что во всей команде не было ни одного компетентного человека, который мог бы самостоятельно генерировать идеи.

 

10. Нет технических деталей

Хотя в White Paper в первую очередь нужно проиллюстрировать видение проекта командой, в ней также должны быть подробно описаны технические детали. Если их там нет – значит во время ICO в команде вообще не было «технарей». Это означает, что сначала они захотели продать идею, а потом нанять разработчиков. Это плохой знак

 

11. Нет дедлайнов

Команда без дедлайнов или «дорожной карты» - это плохо. Это значит, что они не несут ответственности за свои действия и обещания инвесторам.

 

Рынок и хайп

Маркетинг является неотъемлемой частью бизнеса, но есть индикаторы, которые иллюстрируют, что определенные команды могут быть намного лучше в маркетинге, чем в собственном продукте.

 

12. Гипер-хайп

Слишком раскрученные проекты – распространенное явление в крипто-пространстве. Многие из них - это всего лишь проекты, но не бизнес. Некоторые ориентируются на тех, кто не понимает технологию или восприимчив к слепому продвижению монет. В результате монеты стремительно растут. Но вы должны быть внимательнее к тому, почему это происходит. Если только из-за хайпа – такой проект всегда будет нестабилен.

 

13. Слишком много публичности

Есть команд, которые, похоже, больше сосредоточены на партнерских соглашениях, маркетинговых кампаний, событиях и т.д. Но обратите внимание – стоит ли за этим реальный продукт? Иногда нечто может «звучать» впечатляюще, но его стоит игнорировать.

 

14. Размер рынка

Одним из игнорируемых факторов при оценке перспективы монеты является размер рынка. Они могут быть перспективны на нишевом рынке. Но выживут ли они, когда монеты станут более универсальными? Например, представьте себе монету для покупки хлеба. Вроде бы перспективно – и рынок большой. Но может перспективной станет общая «продуктовая» криптовалюта? Люди не хотят иметь сотню монет – им нужно несколько, а желательно вообще одна.

 

Цели

Цели проекта могут дать богатое поле для размышлений. Они расскажут о том, хотят ли разработчики изменить мир или просто поучаствовать в крипто-буме.

 

15. Потребность

Если блокчейн не решает какую-то проблему, то не должно быть и такой монеты. Не дайте себя обмануть надуманными проблемами. Децентрализация и распределенный реестр – не панацея от всех бед.

 

16. Сложность

Мир – это сложное место. И если проект его усложняет – то у него нет четкой цели. Будущее криптовалюты состоит в объединении рынков, а не создании новых.

 

17. Схемы Понци

Если это звучит как схема Понци, это схема Понци. Когда команда продает свою монету как нечто, что только увеличивает стоимость, бегите как можно быстрее. Даже форки, которые приносят вам новые монеты просто так, и те несут риски.

 

Премайн или ICO

18. Отсутствие hard-cap

Неограниченное количество монет – это плохо. Это означает, что ваши монеты теряют ценность. Причина довольно проста. В любой момент можно увеличить доступное количество монет и разбавить вашу долю.

 

19. Распределение средств

Обычно команда выделяет часть монет из ICO для себя. Это поможет развиваться дальше, высвобождая средства постепенно. Но таких монет не может быть слишком много. Выделение 5% команде разумно. Выделение 25% -50% от общего объема предложения команде невероятно необоснованно. Представьте себе, если бы Сатоши Накамото выделил себе 50% от общего количества биткойнов.

 

Вывод

На самом деле, если потратить время на раздумья и оценку рисков, обо всем вышесказанном можно догадаться и самому. Не так-то и сложно оценить проекты. Но мы рады, если это руководство вам поможет – пусть даже хоты бы сократить затраты времени на анализ.