Концом эпохи ICO, концом мечты, когда из-за появления различных правил и законов, пропала восхитительная возможность, используя несколько красочных страниц White Paper, зарабатывать миллионы долларов в течение нескольких часов. Конец эпохи легендарных криптовалют, когда путь к 100-кратному возврату вложенных средств после стабилизации биткойнов и альткойнов внезапно оказался закрыт.

Вторая половина 2018 года показала нам совсем другую историю, состоящую из недоставленных продуктов, неудачных проектов, разбитых команд. Как следствие, блокчейн сообщество созрело настолько, что участники требуют конкретных ответов на свои вопросы, прежде чем поверить в новый проект. В частности, это связано с тем, что почти каждый ICO-проект в блокчейн-сфере запускается стартапом со всеми традиционными рисками. А успех каждого из этих проектов, особенно наиболее идеалистических, определяется учредителями и командой, то есть людьми, стоящими за проектом.

Чтобы оценить ICO, изучите команду

У людей есть истории, и у блокчейн-стартапов тоже есть. Чтобы уменьшить риск неудачных инвестиций и выявить наиболее перспективные ICO, начните с основных элементов, которые необходимо проанализировать в первую очередь. Команда, консультанты и основатели проекта имеют собственный опыт, свои собственные личностные особенности, характер и культуру - и все они должны соответствовать друг другу, чтобы проект был успешным.

Управленческая команда - существенная часть оценки блокчейн-кампании

Прежде чем говорить о том, как оценивать ICO в целом, перед любыми другими техническими и финансовыми соображениями, нужно начать с людей. Руководители и основатели уровня C – это люди, и они должны иметь ясное видение того, как должен выглядеть их продукт, чтобы он работал и должны идти рука об руку в одном направлении. Это спасет проект от ситуаций типа Битлз, где каждый, в конце концов, пошел своим путем.

Вот основные вопросы, которые нужно исследовать:

  • Опыт работы на предыдущих руководящих должностях чрезвычайно важен. Стоит проверить, имел ли человек опыт работы с большими бюджетами (миллионы долларов) и почему оставил свою прежнюю должность, чтобы присоединиться к новому проекту.

  • Работал ли человек руководителем уровня С в прошлом.

  • Основал ли он какой-либо стартап в прошлом. Что с ним случилось. Если он потерпел неудачу, был ли из этого вынесен урок.

  • Деловая сеть и социальная осведомленность членов команды.

Командные компетенции

  • Сбалансированная команда должна включать специалистов с опытом работы в целевом секторе экономики, менеджменте, финансах, маркетинге, юриспруденции, развитии, продажах, отношениях с инвесторами, стратегии, рынке блокчейна, стратегических и технических специалистах.

  • Если деловая сторона сильная, а техническая слабая, или наоборот - желтый свет. Еще один жёлтый - опытная сторона в вертикали бизнеса, а также в DLT.

  • Большое внимание стоит обратить на иерархию в проекте - все обязанности и функции должны быть четко разделены между членами команды.

  • Постарайтесь учесть все возможные пробелы в доступных людских ресурсах и убедитесь, что команда знает и планирует их заполнить. Если кто-то отсутствует или есть какие-либо слабости команды – такой пробел должен быть закрыт советниками - это обязательно.

Советники

Советники не должны быть просто именами в White Paper: они - важная часть каждого успешного проекта. Они должны быть конкретно вовлечены и понимать сферу деятельности компании. Они также должны предоставлять свои экспертные знания, чтобы сбалансировать команду. Должны покрывать вышеупомянутые пробелы, иметь опыт работы в отрасли, и вовремя направлять своих коллег, как мудрый дядя, в моменты паники или сомнения.

Что нужно знать о советниках:

  • Какая у них роль. Какова репутация, опыт и знания.

  • Были ли какие-либо отношения с другими членами команды в прошлом и какие именно.

  • Какова цена участия конкретного советника.

  • Необходимо убедиться, что это не просто публичный человек, а реальный специалист, который заслуживает доверия.

  • Предыдущая история успешных раундов финансирования

Как мы уже говорили, у основателей, членов команды и консультантов есть истории - как и у всех остальных. В мире стартапов, помимо их отношений, личного опыта и связей, эти истории превращаются в некую историю бизнеса - успешную или нет.

Была ли команда ранее вовлечена в ICO. Какое финансирование она привлекла.

Надо всегда иметь ответы на подобные вопросы, чтобы принимать рациональные решения.

Связи и прозрачность

Ниже представлен набор вопросов для рассмотрения в этом направлении.

Как команда проекта развивает общение с инвесторами и сообществом. Кто отвечает за связи с прессой и общественностью. Какая атмосфера образовалась вокруг команды. Насколько ее члены позитивны, дружелюбны и прозрачны или сомнительны и высокомерны без реальной причины.

И снова о прозрачности: какие публикуются отчеты и с какой частотой. Стоит перепроверить прошлые и новые отчеты: не кажется ли, что команда манипулирует информацией, признает ли свои ошибки.

Как работает команда. Видна ли деловая сторона, размещают ли разработчики свои работы где-нибудь. Работают ли лидеры и над другими проектами, и если да, то сколько времени они могут посвятить этому проекту.

Отношения со списками санкций, преступной деятельностью или преступниками, схемами мошенничества и т. д. – все это нужно проверять.

Инструменты и ресурсы оценки ICO

Как можно себе представить, все упомянутые выше сведения разбросаны по сети. Но есть варианты, которые облегчат серфинг. Так, например, Kepler Finance собирает ключевую информацию в единой платформе, что без сомнения сбережет часы и даже дни на исследования в Интернете. Есть и другие важные ресурсы, которые можно рассматривать, чтобы лучше оценивать команды.

Вот список инструментов, которые не стоит упускать из виду во время исследования оценки риска блокчейн-проекта:

  • Социальные сети: Linkedin, Facebook, Twitter, Medium.

  • Сайт компании / ICO.

  • Личные блоги членов команды.

  • GitHub, ProductHunt.

  • Crunchbase, веб-сайты связанных предприятий, ресурсы сообщества.

Со всеми этими источниками можно прийти к рациональному решению о проекте и команде. В заключение, не забывайте проверять результаты и дважды и трижды, различать оплачиваемые и неоплачиваемые ресурсы, даты публикаций и т. д. И в качестве напоминания, всегда оценивайте ICO перед инвестированием: оценка, основанная на реальных данных, - вот, где начинается отнюдь не романтическая 2-я эпоха блокчейна.