Страница 2 из 5
1. Законы переключения передач
Режим работы коробки передач определяется следующей информацией :
- Положение дроссельной заслонки
- Скорость и нагрузка на двигатель автомобиля
При действии коробки передач компьютер принимает решение о переключении передач на основе набора кривых, именуемого «законом переключения передач» .
Каждый закон переключения включает в себя :
- Пороги переключения передач (изменение передач вверх и вниз)
- Пороги блокировки гидротрансформатора (кривые блокировки)
- Точки режима «кикдаун»
1.1. Кривые переключения передач
Пример закона переключения передач (кривые блокировки гидротрансформатора не показаны) .
X — Скорость автомобиля .
Y — Положение педали акселератора (%) .
(A) Кривая перехода со 2-ой передачи на 1-ую передачу .
(B) Кривая перехода с 1-ой передачи на 2-ую передачу .
(C) Кривая перехода с 3-ей передачи на 2-ую передачу .
(D) Кривая перехода со 2-ой передачи на 3-ю передачу .
(E) Кривая перехода с 4-ой передачи на 3-ю передачу .
(F) Кривая перехода с 3-ей передачи на 4-ую передачу .
» G » Точка примера 1 .
» H » Точка примера 2 .
» KD » Режим коробки передач определяется следующей информацией .
Изменение передачи происходит когда рабочая точка пересекает кривую (скорость увеличивается или уменьшается) .
ПРИМЕЧАНИЕ : Пороговые значения переключения передач различаются при повышении или понижении передачи во избежание повторяющихся изменений передач .
В любом случае , Законы переключения передач позволяют водителю оптимально использовать рабочие характеристики автомобиля в соответствии со своими командами .
При нажатии педали акселератора до упора компьютер автоматически переходит в режим KD (kick-down) .
Пример 1 : Скорость автомобиля увеличивается :
- Педаль акселератора нажата на 80 % своего хода
- Включена 3-я передача
- Переключение передачи происходит по достижении автомобилем скорости 100 км/ч
Пример 2 : Скорость автомобиля уменьшается :
- Педаль акселератора нажата на 80 % своего хода
- Включена 4-ая передача
- Переключение вниз происходит при падении скорости автомобиля ниже 72 км/ч
1.2. Кривые блокировки гидротрансформатора
Пример кривых блокировки гидротрансформатора (кривые переключения передач не показаны) .
X — Скорость автомобиля .
Y — Положение педали акселератора (%) .
(J) Кривая блокировки гидротрансформатора при переходе со 2-й передачи к 1-й передаче .
(K) Кривая блокировки гидротрансформатора при переходе с 1-й передачи на 2-ю передачу .
» KD » Режим коробки передач определяется следующей информацией .
(L) Кривая блокировки гидротрансформатора при переходе с 3-й передачи к 2-й передаче .
(M) Кривая блокировки гидротрансформатора при переходе со 2-й передачи к 3-й передаче .
(N) Кривая блокировки гидротрансформатора при переходе с 4-й передачи к 3-й передаче .
(P) Кривая блокировки гидротрансформатора при переходе со 3-й передачи к 4-й передаче .
» Q » Точка примера 1 .
» R » Точка примера 2 .
Пример 1 : Скорость автомобиля увеличивается :
- Педаль акселератора нажата на 80 % своего хода
- Включена 3-я передача
- Блокировка гидротрансформатора происходит по достижении автомобилем скорости 75 км/ч
Пример 2 : Скорость автомобиля уменьшается :
- Педаль акселератора нажата на 80 % своего хода
- Включена 4-ая передача
- Разблокировка гидротрансформатора происходит при падении скорости автомобиля ниже 58 км/ч
2. Алгоритмы переключения и программы
S — Алгоритм работы в нормальном режиме .
T — Алгоритмы защиты коробки передач от перегрева .
» 1 » Селектор программ .
» 2 » Информация о температуре рабочей жидкости коробки передач .
(L1) Экономичный алгоритм .
(L2) Средний алгоритм .
(L3) Спортивный алгоритм .
(L4) Алгоритм торможения 1 .
(L5) Алгоритм торможения 2 .
(L6) Алгоритм спуска .
(L7) Алгоритм режима «снег» .
(L8) Алгоритм без блокировки .
(L9) Алгоритм обогрева .
(L10) Алгоритм термозащиты .
Компьютер использует 10 алгоритмов переключения передач :
- 6 Алгоритмов автоадаптации
- 1 Особенность алгоритма переключения в режиме «снег»
- 1 Алгоритм без блокировки
- 1 Алгоритм прогрева коробки передач и двигателя
- 1 Алгоритм термозащиты коробки передач
Алгоритмы, занесенные в память, допускают двойное переключение на пониженную передачу .
ПРИМЕЧАНИЕ : В коробке передач с чисто гидравлическим управлением существует только один алгоритм переключения передач .
ПРИМЕЧАНИЕ : Режим работы «принудительное переключение передач» ограничивает число доступных передач . В нем используются пороговые значения, используемые в «автоматическом» режиме .
Алгоритмами с автоматическим регулированием являются: :
- Экономичный алгоритм (когда важна экономия топлива)
- Средний алгоритм (более спортивное поведение автомобиля по сравнению с экономичным алгоритмом)
- Спортивный алгоритм (спортивное вождение)
- Алгоритм торможения 1 (алгоритм, приспособленный к малым нагрузкам автомобиля и небольшим склонам)
- Алгоритм торможения 2 (алгоритм, приспособленный к значительным нагрузкам автомобиля и крутым склонам)
- Алгоритм спуска (алгоритм, приспособленный к спускам, использование торможения двигателем)
Электронный компьютер управляет 3 программами управления автомобилем :
- Нормальное (самоадаптивные параметры)
- Спорт
- Снег
Водитель может выбрать желаемую программу режима, нажав на соответствющую кнопку .
Выбор программы выводится на панель приборов включением соответствующего индикатора .
Переход к экономичной программе достигается нажатием на кнопку, соответствующую активной программе .
При включении зажигания коробка передач всегда устанавливается в режим программы «нормальное вождение» (самоадаптация) .
2.1. Программа «Нормальное вождение» (самоадаптивные параметры)
Программа, адаптированная к нормальной манере вождения (когда важна экономия топлива) .
Компьютер подстраивает действие коробки передач к состоянию дороги, нагрузке двигателя и стилю вождения .
U — Алгоритмы «водителя» .
V — Алгоритмы «нагрузки автомобиля» .
(L1) Экономичный алгоритм .
(L2) Средний алгоритм .
(L3) Спортивный алгоритм .
(L4) Алгоритм торможения 1 .
(L5) Алгоритм торможения 2 .
(L6) Алгоритм спуска .
(LC) Выбранный алгоритм .
При «нормальной» работе компьютер использует 6 алгоритмов переключения передач :
- 3 Алгоритма, характеризующих поведение водителя (экономичный алгоритм, средний алгоритм, спортивный алгоритм)
- 3 Алгоритма, характеризующих профиль дороги и нагрузку автомобиля (алгоритм торможения 1, алгоритм торможения 2, алгоритм спуска)
Компьютер выбирает наиболее подходящий алгоритм среди алгоритмов «водителя» и «нагрузки автомобиля», а также в зависимости от заданного уровня приоритетности .
2.2. Программа «Нормальное вождение» (самоадаптивные параметры) : Выбор параметра «водитель»
Компьютер определяет алгоритм, наиболее подходящий к поведению водителя :
- Экономичный алгоритм
- Средний алгоритм
- Спортивный алгоритм
Выбор осуществляется на основе средних значений и последних минут действия .
Выбор может быть мгновенно скорректирован (см. раздел «Мгновенное увеличение спортивности») .
Основная информация, принимаемая в расчет :
- Периодический контроль открывания (RCO)
- Скорость изменения положения дроссельной заслонки
- Среднее положение дроссельной заслонки
- Изменение скорости на выходе из коробки передач (датчик скорости на выходе)
2.3. Программа «Нормальное вождение» (самоадаптивные параметры) : Выбор параметра «нагрузка автомобиля»
Компьютер определяет алгоритм, наиболее подходящий к изменению нагрузки автомобиля :
- Алгоритм торможения 1
- Алгоритм торможения 2
- Алгоритм спуска
Основная информация, принимаемая в расчет :
- Периодический контроль открывания (RCO)
- Ускорение автомобиля (момент двигателя)
- Скорость автомобиля
2.4. Программа «Нормальное вождение» (самоадаптивные параметры) : Выбор используемого алгоритма (LC)
После того как компьютер определит алгоритмы «водитель» и «нагрузка автомобиля», он выбирает наиболее подходящий алгоритм .
Выбор осуществляется в соответствии с заданным уровнем приоритетности .
Используемые рабочие алгоритмы, приоритетность использования | ||||
---|---|---|---|---|
— | Дорожные условия | Дорожные условия | Дорожные условия | Дорожные условия |
Условия эксплуатации водителем | Движение при спуске | Движение по плоской поверхности | Движение при среднем подъеме | Движение при резком подъеме |
Экономичный алгоритм | Алгоритм спуска | Экономичный алгоритм | Алгоритм торможения 1 | Алгоритм торможения 2 |
Средний алгоритм | Алгоритм спуска | Средний алгоритм | Алгоритм торможения 1 | Алгоритм торможения 2 |
Спортивный алгоритм | Спортивный алгоритм | Спортивный алгоритм | Спортивный алгоритм | Алгоритм торможения 2 |
ПРИМЕЧАНИЕ : Чаще всего компьютер использует экономичный алгоритм и алгоритм торможения 1 .
2.5. Программа «Снег»
Программа, адаптированная к движению по дороге со слабым сцеплением колес .
Особенности :
- Запрет перехода на 1-ю передачу . Селектор коробки передач в положении «D»
- Переключение диапазонов происходит реже, чем при других программах
- Резкое нажатие педали акселератора (кик-даун)вызывает переход на пониженную передачу, если скорость автомобиля ниже 15 км/ч
- Более мягкая работа (отсутствие резких изменений момента, передаваемого на колеса)
- Принудительное переключение вниз при торможении
В положении «D» трогание осуществляется с 3-ей передачи .
2.6. Программа «Спорт»
Программа адаптирована к спортивному вождению (в ущерб расходу топлива) .
Переключения передач происходят на повышенных режимах двигателя (для повышения динамики автомобиля) .
3. Специальные алгоритмы
3.1. Алгоритм без блокировки
Данный алгоритм работы включается в следующих условиях :
- Когда температура рабочей жидкости коробки передач ниже 0 °C при запуске двигателя (флюидизация масла коробки передач)
- Когда температура диска сцепления муфты блокировки слишком высока (рассчитываемая величина)
- При неисправности муфты блокировки (проскальзывание)
ПРИМЕЧАНИЕ : Этот рабочий алгоритм отключается, если температура рабочей жидкости достигает 15 °C .
3.2. Алгоритм обогрева
Данный алгоритм работы включается в следующих условиях :
- На выходе из алгоритма «без блокировки» с целью улучшения прогрева двигателя и каталитического нейтрализатора
- Когда температура рабочей жидкости коробки передач составляет от 15 °C до 30 °C при троганьи автомобиля
Данный алгоритм :
- Включается в течение периода времени, заранее установленного в зависимости от каждого двигателя
- Отключается по окончании этого времени
3.3. Алгоритм термозащиты
Данный алгоритм :
- Улучшает охлаждение рабочей жидкости коробки передач
- Включается и отключается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости
- Является приоритетным среди алгоритмов с автоматической регулировкой
Пример : CITROËN XANTIA | ||
---|---|---|
— | Температура масла | Температура масла |
Двигатели | Включение закона | Отключение закона |
XUD9BTF | 120 °C | 110 °C |
XU7JP4 | 118 °C | 108 °C |
XU10J4R | 118 °C | 108 °C |
ПРИМЕЧАНИЕ : В программе «снег» закон переключения в режиме «снег» приоритетен по отношению к закону защиты от перегрева .
4. Другие функции с автоматической регулировкой
4.1. Запрет на включение повышенной передачи (быстрое поднимание ноги)
Эта функция не дает произойти неподходящему включению повышенной передачи при быстром подъеме ноги (торможение двигателем) .
ПРИМЕЧАНИЕ : Данная функция также активна, когда автомобиль движется на спуске , «масса» .
4.2. Мгновенное переключение на режим спортивного вождения
Данная функция включается при быстром нажатии педали акселератора в «нормальном» режиме .
Компьютер временно переходит к более спортивному алгоритму работы, что обеспечивает большую приемистость двигателя .
Пример :
- Если использовался экономичный алгоритм, компьютер переходит к среднему алгоритму
- Если использовался средний алгоритм, компьютер переходит к спортивному алгоритму
ПРИМЕЧАНИЕ : При отпускании педали акелератора компьютер сразу возвращается к алгоритму, используемому до момента перехода на спортивный режим .
4.3. Блокировка передачи при изменении алгоритма
В некоторых случаях действующая передача блокируется, когда компьютер меняет рабочий алгоритм .
Блокировка передачи снимается при следующих условиях :
- Нога поднята с педали акселератора
- Ускорение автомобиля после заданного промежутка времени
5. Включение пониженной передачи при торможении
Включение пониженной передачи при торможении это автоматически регулируемая функция .
ПРИМЕЧАНИЕ : Пониженная передача может быть включена принудительно при некоторых условиях вождения (в соответствии с используемым законом) .
6. Функция «Отработавшая рабочая жидкость»
Данная функция позволяет рассчитать отработанность рабочей жидкости коробки передач .
Учитываемые параметры :
- Температура масла
- Время, в течение которого рабочая жидкость подвергается действию высокой температуры
На основе этих параметров компьютер увеличивает значение счетчика «отработавшая рабочая жидкость» .
В нормальных условиях эксплуатации коробки передач компьютер увеличивает счетчик на малые значения .
В сложных условиях эксплуатации (очень горячая рабочая жидкость) компьютер увеличивает счетчик на большие значения .
При новом компьютере счетчик отработанной рабочей жидкости начинает отсчет с 0 .
Когда счетчик доходит до 32958, это означает, что рабочая жидкость полностью отработана : Индикаторы «спорт» и «снег» мигают .
ПРИМЕЧАНИЕ : Уровень износа рабочей жидкости коробки передач может быть определен с помощью диагностического прибора путем измерения параметров .
7. Гидравлические функции
7.1. Регулирование основного давления жидкости
Величина давления жидкости в основной магистрали определяется компьютером коробки передач в зависимости от крутящего момента двигателя .
Это давление жидкости позволяет осуществить активацию сцеплений и тормозов .
Основное давление жидкости может непрерывно регулироваться :
- Между 3 и 12 бар : В фазе переключения передач и на передачах 2, 3 и 4
- Между 12 и 21 бар : При запуске двигателя
В нейтральном положении основное гидравлическое давление равно 3 бар .
Коррекция давления выполняется посредством электроклапана модуляции давления в напорной магистрали (EVM давления) .
Регулировка осуществляется на основе данных, поступающих от датчика давления .
Управление основным давлением жидкости осуществляется при открытом контуре в следующих случаях :
- Неисправность датчика давления
- Рычаг селектора в нейтральном положении
- Неисправность регулирования давления (неисправность датчика давления)
- Основное гидравлическое давление выше 12 бар (большой крутящий момент)
7.2. Управление сцеплением блокировки
Муфта блокировки может находиться в одном из следующих состояний :
- Выключена
- Включена
Выключенное состояние блокировки позволяет :
- Увеличить момент двигателя при трогании автомобиля
- Предотвратить нежелательную остановку двигателя
- Сглаживать неравномерность вращения двигателя
- Способствовать охлаждению узла сцепления
- Разжижить жидкость (на морозе) и способствовать прогреву двигателя
Включенное состояние блокировки позволяет :
- Снижение расхода топлива
- Способствовать охлаждению рабочей жидкости коробки передач (повышенная температура масла)
- Обеспечивать торможение двигателем в определенных условиях вождения
- Исключить проскальзывание
Гидротрансформатор может блокироваться на 1, 2, 3 и 4 передачах .
ПРИМЕЧАНИЕ : 1-ая передача может быть заблокирована только при следующих условиях : Автомобиль нагружен , Движение при резком подъеме , Слишком высокая температура рабочей жидкости .
Пороговые значения для блокировки гидротрансформатора составляют неотъемлемую часть законов переключения передач .
<< Предыдущая
—
Следующая >>