АКПП AL4 — Принцип функционирования

Страница 2 из 5

1. Законы переключения передач

Режим работы коробки передач определяется следующей информацией :

  • Положение дроссельной заслонки
  • Скорость и нагрузка на двигатель автомобиля

При действии коробки передач компьютер принимает решение о переключении передач на основе набора кривых, именуемого «законом переключения передач» .

Каждый закон переключения включает в себя :

  • Пороги переключения передач (изменение передач вверх и вниз)
  • Пороги блокировки гидротрансформатора (кривые блокировки)
  • Точки режима «кикдаун»

1.1. Кривые переключения передач

Кривые переключения передач

Пример закона переключения передач (кривые блокировки гидротрансформатора не показаны) .

X — Скорость автомобиля .

Y — Положение педали акселератора (%) .

(A) Кривая перехода со 2-ой передачи на 1-ую передачу .

(B) Кривая перехода с 1-ой передачи на 2-ую передачу .

(C) Кривая перехода с 3-ей передачи на 2-ую передачу .

(D) Кривая перехода со 2-ой передачи на 3-ю передачу .

(E) Кривая перехода с 4-ой передачи на 3-ю передачу .

(F) Кривая перехода с 3-ей передачи на 4-ую передачу .

» G » Точка примера 1 .

» H » Точка примера 2 .

» KD » Режим коробки передач определяется следующей информацией .

Изменение передачи происходит когда рабочая точка пересекает кривую (скорость увеличивается или уменьшается) .

ПРИМЕЧАНИЕ : Пороговые значения переключения передач различаются при повышении или понижении передачи во избежание повторяющихся изменений передач .

В любом случае , Законы переключения передач позволяют водителю оптимально использовать рабочие характеристики автомобиля в соответствии со своими командами .

При нажатии педали акселератора до упора компьютер автоматически переходит в режим KD (kick-down) .

Пример 1 : Скорость автомобиля увеличивается :

  • Педаль акселератора нажата на 80 % своего хода
  • Включена 3-я передача
  • Переключение передачи происходит по достижении автомобилем скорости 100 км/ч

Пример 2 : Скорость автомобиля уменьшается :

  • Педаль акселератора нажата на 80 % своего хода
  • Включена 4-ая передача
  • Переключение вниз происходит при падении скорости автомобиля ниже 72 км/ч

1.2. Кривые блокировки гидротрансформатора

Кривые блокировки гидротрансформатора

Пример кривых блокировки гидротрансформатора (кривые переключения передач не показаны) .

X — Скорость автомобиля .

Y — Положение педали акселератора (%) .

(J) Кривая блокировки гидротрансформатора при переходе со 2-й передачи к 1-й передаче .

(K) Кривая блокировки гидротрансформатора при переходе с 1-й передачи на 2-ю передачу .

» KD » Режим коробки передач определяется следующей информацией .

(L) Кривая блокировки гидротрансформатора при переходе с 3-й передачи к 2-й передаче .

(M) Кривая блокировки гидротрансформатора при переходе со 2-й передачи к 3-й передаче .

(N) Кривая блокировки гидротрансформатора при переходе с 4-й передачи к 3-й передаче .

(P) Кривая блокировки гидротрансформатора при переходе со 3-й передачи к 4-й передаче .

» Q » Точка примера 1 .

» R » Точка примера 2 .

Пример 1 : Скорость автомобиля увеличивается :

  • Педаль акселератора нажата на 80 % своего хода
  • Включена 3-я передача
  • Блокировка гидротрансформатора происходит по достижении автомобилем скорости 75 км/ч

Пример 2 : Скорость автомобиля уменьшается :

  • Педаль акселератора нажата на 80 % своего хода
  • Включена 4-ая передача
  • Разблокировка гидротрансформатора происходит при падении скорости автомобиля ниже 58 км/ч

2. Алгоритмы переключения и программы

Алгоритмы переключения и программы

S — Алгоритм работы в нормальном режиме .

T — Алгоритмы защиты коробки передач от перегрева .

» 1 » Селектор программ .

» 2 » Информация о температуре рабочей жидкости коробки передач .

(L1) Экономичный алгоритм .

(L2) Средний алгоритм .

(L3) Спортивный алгоритм .

(L4) Алгоритм торможения 1 .

(L5) Алгоритм торможения 2 .

(L6) Алгоритм спуска .

(L7) Алгоритм режима «снег» .

(L8) Алгоритм без блокировки .

(L9) Алгоритм обогрева .

(L10) Алгоритм термозащиты .

Компьютер использует 10 алгоритмов переключения передач :

  • 6 Алгоритмов автоадаптации
  • 1 Особенность алгоритма переключения в режиме «снег»
  • 1 Алгоритм без блокировки
  • 1 Алгоритм прогрева коробки передач и двигателя
  • 1 Алгоритм термозащиты коробки передач

Алгоритмы, занесенные в память, допускают двойное переключение на пониженную передачу .

ПРИМЕЧАНИЕ : В коробке передач с чисто гидравлическим управлением существует только один алгоритм переключения передач .

ПРИМЕЧАНИЕ : Режим работы «принудительное переключение передач» ограничивает число доступных передач . В нем используются пороговые значения, используемые в «автоматическом» режиме .

Алгоритмами с автоматическим регулированием являются: :

  • Экономичный алгоритм (когда важна экономия топлива)
  • Средний алгоритм (более спортивное поведение автомобиля по сравнению с экономичным алгоритмом)
  • Спортивный алгоритм (спортивное вождение)
  • Алгоритм торможения 1 (алгоритм, приспособленный к малым нагрузкам автомобиля и небольшим склонам)
  • Алгоритм торможения 2 (алгоритм, приспособленный к значительным нагрузкам автомобиля и крутым склонам)
  • Алгоритм спуска (алгоритм, приспособленный к спускам, использование торможения двигателем)

Электронный компьютер управляет 3 программами управления автомобилем :

  • Нормальное (самоадаптивные параметры)
  • Спорт
  • Снег

Водитель может выбрать желаемую программу режима, нажав на соответствющую кнопку .

Выбор программы выводится на панель приборов включением соответствующего индикатора .

Переход к экономичной программе достигается нажатием на кнопку, соответствующую активной программе .

При включении зажигания коробка передач всегда устанавливается в режим программы «нормальное вождение» (самоадаптация) .

2.1. Программа «Нормальное вождение» (самоадаптивные параметры)

Программа, адаптированная к нормальной манере вождения (когда важна экономия топлива) .

Компьютер подстраивает действие коробки передач к состоянию дороги, нагрузке двигателя и стилю вождения .

Программа «Нормальное вождение»

U — Алгоритмы «водителя» .

V — Алгоритмы «нагрузки автомобиля» .

(L1) Экономичный алгоритм .

(L2) Средний алгоритм .

(L3) Спортивный алгоритм .

(L4) Алгоритм торможения 1 .

(L5) Алгоритм торможения 2 .

(L6) Алгоритм спуска .

(LC) Выбранный алгоритм .

При «нормальной» работе компьютер использует 6 алгоритмов переключения передач :

  • 3 Алгоритма, характеризующих поведение водителя (экономичный алгоритм, средний алгоритм, спортивный алгоритм)
  • 3 Алгоритма, характеризующих профиль дороги и нагрузку автомобиля (алгоритм торможения 1, алгоритм торможения 2, алгоритм спуска)

Компьютер выбирает наиболее подходящий алгоритм среди алгоритмов «водителя» и «нагрузки автомобиля», а также в зависимости от заданного уровня приоритетности .

2.2. Программа «Нормальное вождение» (самоадаптивные параметры) : Выбор параметра «водитель»

Компьютер определяет алгоритм, наиболее подходящий к поведению водителя :

  • Экономичный алгоритм
  • Средний алгоритм
  • Спортивный алгоритм

Выбор осуществляется на основе средних значений и последних минут действия .

Выбор может быть мгновенно скорректирован (см. раздел «Мгновенное увеличение спортивности») .

Основная информация, принимаемая в расчет :

  • Периодический контроль открывания (RCO)
  • Скорость изменения положения дроссельной заслонки
  • Среднее положение дроссельной заслонки
  • Изменение скорости на выходе из коробки передач (датчик скорости на выходе)

2.3. Программа «Нормальное вождение» (самоадаптивные параметры) : Выбор параметра «нагрузка автомобиля»

Компьютер определяет алгоритм, наиболее подходящий к изменению нагрузки автомобиля :

  • Алгоритм торможения 1
  • Алгоритм торможения 2
  • Алгоритм спуска

Основная информация, принимаемая в расчет :

  • Периодический контроль открывания (RCO)
  • Ускорение автомобиля (момент двигателя)
  • Скорость автомобиля

2.4. Программа «Нормальное вождение» (самоадаптивные параметры) : Выбор используемого алгоритма (LC)

После того как компьютер определит алгоритмы «водитель» и «нагрузка автомобиля», он выбирает наиболее подходящий алгоритм .

Выбор осуществляется в соответствии с заданным уровнем приоритетности .

Используемые рабочие алгоритмы, приоритетность использования
Дорожные условия Дорожные условия Дорожные условия Дорожные условия
Условия эксплуатации водителем Движение при спуске Движение по плоской поверхности Движение при среднем подъеме Движение при резком подъеме
Экономичный алгоритм Алгоритм спуска Экономичный алгоритм Алгоритм торможения 1 Алгоритм торможения 2
Средний алгоритм Алгоритм спуска Средний алгоритм Алгоритм торможения 1 Алгоритм торможения 2
Спортивный алгоритм Спортивный алгоритм Спортивный алгоритм Спортивный алгоритм Алгоритм торможения 2

ПРИМЕЧАНИЕ : Чаще всего компьютер использует экономичный алгоритм и алгоритм торможения 1 .

2.5. Программа «Снег»

Программа, адаптированная к движению по дороге со слабым сцеплением колес .

Особенности :

  • Запрет перехода на 1-ю передачу . Селектор коробки передач в положении «D»
  • Переключение диапазонов происходит реже, чем при других программах
  • Резкое нажатие педали акселератора (кик-даун)вызывает переход на пониженную передачу, если скорость автомобиля ниже 15 км/ч
  • Более мягкая работа (отсутствие резких изменений момента, передаваемого на колеса)
  • Принудительное переключение вниз при торможении

В положении «D» трогание осуществляется с 3-ей передачи .

2.6. Программа «Спорт»

Программа адаптирована к спортивному вождению (в ущерб расходу топлива) .

Переключения передач происходят на повышенных режимах двигателя (для повышения динамики автомобиля) .

3. Специальные алгоритмы

3.1. Алгоритм без блокировки

Данный алгоритм работы включается в следующих условиях :

  • Когда температура рабочей жидкости коробки передач ниже 0 °C при запуске двигателя (флюидизация масла коробки передач)
  • Когда температура диска сцепления муфты блокировки слишком высока (рассчитываемая величина)
  • При неисправности муфты блокировки (проскальзывание)

ПРИМЕЧАНИЕ : Этот рабочий алгоритм отключается, если температура рабочей жидкости достигает 15 °C .

3.2. Алгоритм обогрева

Данный алгоритм работы включается в следующих условиях :

  • На выходе из алгоритма «без блокировки» с целью улучшения прогрева двигателя и каталитического нейтрализатора
  • Когда температура рабочей жидкости коробки передач составляет от 15 °C до 30 °C при троганьи автомобиля

Данный алгоритм :

  • Включается в течение периода времени, заранее установленного в зависимости от каждого двигателя
  • Отключается по окончании этого времени

3.3. Алгоритм термозащиты

Данный алгоритм :

  • Улучшает охлаждение рабочей жидкости коробки передач
  • Включается и отключается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости
  • Является приоритетным среди алгоритмов с автоматической регулировкой
Пример : CITROËN XANTIA
Температура масла Температура масла
Двигатели Включение закона Отключение закона
XUD9BTF 120 °C 110 °C
XU7JP4 118 °C 108 °C
XU10J4R 118 °C 108 °C

ПРИМЕЧАНИЕ : В программе «снег» закон переключения в режиме «снег» приоритетен по отношению к закону защиты от перегрева .

4. Другие функции с автоматической регулировкой

4.1. Запрет на включение повышенной передачи (быстрое поднимание ноги)

Эта функция не дает произойти неподходящему включению повышенной передачи при быстром подъеме ноги (торможение двигателем) .

ПРИМЕЧАНИЕ : Данная функция также активна, когда автомобиль движется на спуске , «масса» .

4.2. Мгновенное переключение на режим спортивного вождения

Данная функция включается при быстром нажатии педали акселератора в «нормальном» режиме .

Компьютер временно переходит к более спортивному алгоритму работы, что обеспечивает большую приемистость двигателя .

Пример :

  • Если использовался экономичный алгоритм, компьютер переходит к среднему алгоритму
  • Если использовался средний алгоритм, компьютер переходит к спортивному алгоритму

ПРИМЕЧАНИЕ : При отпускании педали акелератора компьютер сразу возвращается к алгоритму, используемому до момента перехода на спортивный режим .

4.3. Блокировка передачи при изменении алгоритма

В некоторых случаях действующая передача блокируется, когда компьютер меняет рабочий алгоритм .

Блокировка передачи снимается при следующих условиях :

  • Нога поднята с педали акселератора
  • Ускорение автомобиля после заданного промежутка времени

5. Включение пониженной передачи при торможении

Включение пониженной передачи при торможении это автоматически регулируемая функция .

ПРИМЕЧАНИЕ : Пониженная передача может быть включена принудительно при некоторых условиях вождения (в соответствии с используемым законом) .

6. Функция «Отработавшая рабочая жидкость»

Данная функция позволяет рассчитать отработанность рабочей жидкости коробки передач .

Учитываемые параметры :

  • Температура масла
  • Время, в течение которого рабочая жидкость подвергается действию высокой температуры

На основе этих параметров компьютер увеличивает значение счетчика «отработавшая рабочая жидкость» .

В нормальных условиях эксплуатации коробки передач компьютер увеличивает счетчик на малые значения .

В сложных условиях эксплуатации (очень горячая рабочая жидкость) компьютер увеличивает счетчик на большие значения .

При новом компьютере счетчик отработанной рабочей жидкости начинает отсчет с 0 .

Когда счетчик доходит до 32958, это означает, что рабочая жидкость полностью отработана : Индикаторы «спорт» и «снег» мигают .

ПРИМЕЧАНИЕ : Уровень износа рабочей жидкости коробки передач может быть определен с помощью диагностического прибора путем измерения параметров .

7. Гидравлические функции

7.1. Регулирование основного давления жидкости

Величина давления жидкости в основной магистрали определяется компьютером коробки передач в зависимости от крутящего момента двигателя .

Это давление жидкости позволяет осуществить активацию сцеплений и тормозов .

Основное давление жидкости может непрерывно регулироваться :

  • Между 3 и 12 бар : В фазе переключения передач и на передачах 2, 3 и 4
  • Между 12 и 21 бар : При запуске двигателя

В нейтральном положении основное гидравлическое давление равно 3 бар .

Коррекция давления выполняется посредством электроклапана модуляции давления в напорной магистрали (EVM давления) .

Регулировка осуществляется на основе данных, поступающих от датчика давления .

Управление основным давлением жидкости осуществляется при открытом контуре в следующих случаях :

  • Неисправность датчика давления
  • Рычаг селектора в нейтральном положении
  • Неисправность регулирования давления (неисправность датчика давления)
  • Основное гидравлическое давление выше 12 бар (большой крутящий момент)

7.2. Управление сцеплением блокировки

Муфта блокировки может находиться в одном из следующих состояний :

  • Выключена
  • Включена

Выключенное состояние блокировки позволяет :

  • Увеличить момент двигателя при трогании автомобиля
  • Предотвратить нежелательную остановку двигателя
  • Сглаживать неравномерность вращения двигателя
  • Способствовать охлаждению узла сцепления
  • Разжижить жидкость (на морозе) и способствовать прогреву двигателя

Включенное состояние блокировки позволяет :

  • Снижение расхода топлива
  • Способствовать охлаждению рабочей жидкости коробки передач (повышенная температура масла)
  • Обеспечивать торможение двигателем в определенных условиях вождения
  • Исключить проскальзывание

Гидротрансформатор может блокироваться на 1, 2, 3 и 4 передачах .

ПРИМЕЧАНИЕ : 1-ая передача может быть заблокирована только при следующих условиях : Автомобиль нагружен , Движение при резком подъеме , Слишком высокая температура рабочей жидкости .

Пороговые значения для блокировки гидротрансформатора составляют неотъемлемую часть законов переключения передач .


<< Предыдущая

Следующая >>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий