В этой статье мы сфокусируемся на таких технологиях и явлениях, как AI (он же ИИ или искусственный интеллект), Internet of Things (или IoT, или интернет вещей) и блокчейн.

 

AI: больше не просто предмет любопытства

Редко встретишь технологию, которая бы так широко обсуждалась в обществе, как искусственный интеллект. Последний раз это происходило, наверное, когда мир поглощала компьютеризация. В 2017 году инвесторы вложили в эту сферу $15,2 млрд (и это на 141% больше по сравнению с 2016-м). Согласно опросу, 23% компаний включили ИИ в свои процессы и предложения (в той или иной степени), а еще 23% запустили пилотные пилоты.

Но влияние технологий связанных с ИИ неравномерно распределено между отраслями. В то время как технологии/медиа/телекоммуникации, потребительские и финансовые услуги испытают сильное влияние искусственного интеллекта, энергетический и государственный сектор не настолько готовы его внедрять.

По сути уже происходит некое обезличивание ИИ. Google, Microsoft и Amazon предлагают облачный ИИ как услугу. Разработчики могут загружать свои собственные данные для обучения алгоритмов в соответствии с их конкретными потребностями. Технологические сложности абстрагируются, что позволяет разработчикам сосредоточиться на функциональных настройках, необходимых ИИ для обеспечения ценности в своем конкретном случае использования.

Какие есть примеры? Малазийский банк использовал машинное обучение для определения того, какие существующие розничные клиенты имеют склонность покупать страхование жизни. Даже в Индии ведущий частный банк развернул ИИ, чтобы преобразовать операционную модель в розничные и корпоративные банки. Это привело к повышению рентабельности и повышению производительности труда на 20%. Клиентская удовлетворенность также выросла, потому что ИИ позволяет обрабатывать заявки в режиме 24x7 и сокращает время их обработки на 50-60%. Банк в настоящее время инвестирует в лабораторию искусственного интеллекта.

В то время как крупные экономики, такие как США и Китай могут возглавить сферу ИИ, их догоняет Индия. Недавнее заявление индийского правительства о создании Национальной программы по ИИ еще раз подчеркивает, что искусственный интеллект является важной технологией.

 

IoT: стоя на плечах гигантов

Ключевые компоненты, необходимые для интернета вещей, существуют довольно давно: недорогие датчики, необходимые для преобразования аналоговых сигналов в цифровые, надежные сети для передачи данных и мощные средства аналитики для обработки информации. Эта совокупность позволила IoT стать ведущим трендом.

Согласно исследованию BCG 2017 года, к 2020 году компании будут тратить по 250 миллиардов долларов на IoT ежегодно. Также прогнозировалось, что на производство и логистику будет приходиться почти 50% расходов на IoT. При этом больше всего «интернет вещей» будет использоваться в обслуживании прогнозов, управлении автопарком, самооптимизации производства.

Индийский опыт отражает эти соображения. Например, крупная промышленная компания в Индии собрала около 20 случаев использования IoT в создании производственно-логистической цепочки. В этой организации происходили даже массовые беспорядки из-за того, что координация между большим количеством подразделений велась исключительно вручную и приводила к постоянным остановкам производства. В итоге устройства с поддержкой IoT позволяют отслеживать позиции в реальном времени для улучшения планирования производства и планирования вождения.

Орган по регулированию и развитию страхования Индии создал рабочую группу для изучения роли устройств IoT в страховом секторе. На развитых рынках устройства IoT позволили модернизировать продукт самым интересным образом. Например можно получить индивидуальную ставку страхования в зависимости от того сколько вы ездите на автомобиле. Или даже в зависимости от того, как вы ездите.

Неудивительно, что недавно правительство Индии объявило о специальном 13-значном мобильном номере для SIM-карт, которые подключают IoT-устройства, подключенные к сетям GSM. Недавно министерство электроники и информационных технологий предположило, что в Индии в ближайшие три-четыре года будут функционировать два миллиарда устройств IoT – это десятикратное увеличение по сравнению с нынешним уровнем.

 

Блокчейн: третья волна «использования» ресурса

Мы стали свидетелями двух волн, когда изначально дефицитные и дорогие ресурсы стали дешевыми. Следовательно, появились технологии для использования этих ресурсов. Когда вычисления (транзисторы) стали дешевыми, появились ПК (персональные компьютеры). Когда пропускная способность стала дешевой, появился Интернет. Блокчейн – это третья волна, когда дешевое и большое хранилище данных позволило создать распределенный, открытый для всех (но безопасный) способ записи важной информации. Впервые (по крайней мере, в этом масштабе) можно выпускать и передавать активы в виртуальном мире, используя распределенный регистр для регистрации права собственности и установления непрерывности.

Блокчейн был синонимом криптовалюты, но до того, как компании стали использовать его в повседневной жизни: контроль мошенничества, отслеживание патентов и автоматизация платежей.

В Индии тестируется множество перспективных приложений в сфере блокчейн. Финансовые услуги лидируют, поскольку страховщики и банки пока что отстают. Хотя одна из самых мощных страховых компаний запустила продукт на основе блокчейн, чтобы быстрее и проще урегулировать претензии по страхованию путешествий.

Пока что есть только одна сложность – масштабирование может стать серьезной проблемой для блокчейна. Во-первых, даже такие сети, как биткойн проводят не так много транзакций в секунду, как уже существующие решения. Приложения корпоративного уровня обычно обрабатывают в десятки и сотни раз больше транзакций в секунду. Другая проблема заключается в том, что по своей конструкции блокчейны «экспоненциально расточительны», и, хотя хранение и вычисления могут быть дешевыми, то электричество, которого расходуется очень много – не такое дешевое. Например, по некоторым прогнозов биткойн будет использовать 125 тераватт часов электроэнергии в 2018 году.

 

Вместо вывода

Множество мобильных приложений, привлечение облачных вычислений, мощь больших данных и аналитики и инфекционный характер социальных сетей - все это хорошо зарекомендовавшие себя технологии. Хотя не все используют весь потенциал этих технологий, они все чаще становятся очевидными средствами повышения эффективности.