Всякий раз, когда мы обсуждаем архитектуру блокчейн с компаниями, которые могут его внедрить, всегда кто-то задает вопрос: «как блокчейн добавит ценности нашему бренду?».

 

Блокчейн = прозрачность

Ответ заключается в силе прозрачности. Люди часто говорят о подлинности или искренности в сути бренда. Для покупателей стало все более важно видеть, что их любимые бренды живут теми же ценностями, что и они. И блокчейн дает возможность бренду показать, что они используют устойчивую, этичную и правдивую систему для производства товаров.

Миллениалы и многие другие современные покупатели хотят доказательств того, что в производстве товаров не используется детский или рабский труд, или материалы, добываемые незаконными методами. Если вы посмотрите на успех таких брендов, как Patagonia или Everlane, которые очень прозрачны в отношении того, откуда появляются их материалы, и условий, в которых они производятся – вам станет ясно, что количество людей, которые хотят покупать «этичные» товары, растет. Поэтому у брендов есть стимулы использовать блокчейн, чтобы доказать, что их продукция производится честно.

Это действительно так – и бренды уже знают о том, что миллениалы и другие социально сознательные покупатели хотят покупать продукты, которые производятся так же ответственно, как люди подходят к выбору. Обратите внимание, когда будете в продуктовом магазине – на многих товарах вы увидите этикетки и штампы со словами «произведено этично», «создано без жестокого отношения к животным» и так далее. Бренды уже это делают, потому что это продает. Но при этом их так много, что на них перестают обращать внимание – игровое поле уже поделено поровну. Но миллениалы тратят около одного триллиона долларов в год, а в 2020-м цифра достигнет отметки в 1,4 млн. Поэтому бренды хотят использовать новые способы убеждения.

 

Что может сделать блокчейн?

Потребители хотят быть уверены, что слова на этикетке о том, что продукты произведены с соблюдением всех этических норм, правдивы. И они уже хотят видеть подтверждение этому в неизменяемом блокчейне.

Например, даже такой не самый полезный продукт, как пальмовое масло, является наиболее широко используемым растительным маслом на Земле. И в 2018 году его понадобится 66 миллиона тонн. Но для этого необходим рост количества плантаций, которые производят масло. А для этого разрушаются огромные массивы тропических лесов. Даже тот факт, что пальмовое масло производится на старых плантациях, которые были созданы ранее, влияет на доверие потребителей. И блокчейн дает брендам возможность прозрачно фиксировать, откуда исходит их продукт.

Именно таким образом компании, которые действительно могут доказать свое этическое производство, будут иметь преимущество перед конкурентами, которые полагаются на привычный маркетинг.

Но это еще не все. Потому что на авторитет бренда влияет не только то, откуда берется сырье, но и то, куда уходят товары. Дело в том, что мы в настоящее время массово используем товары очнь неэффективно. Потому что объемы производства прогнозируются на показателях прошлого года, сомнительных прогнозах или анализе с помощью несовершенных механизмах «искусственного интеллекта». Но прогнозы почему-то редко сбываются. Что происходит дальше? Во-первых, компании теряют потенциальную прибыль. А во-вторых, если продавец переоценил спрос, то планета получает новую огромную порцию мусора. И это не преувеличение. Например, такие модные магазины, как Forever 21 и H&M, давно обвиняются в сжигании или уничтожении излишков продукции.

И тут снова может помочь блокчейн. Потому что возможности технологии распределенного реестра позволяют компания перейти от перенасыщенной цепи поставок к цепочке спроса на основе потребностей клиентов. Не потребуется никаких ошибочных прогнозов, ни уничтожения запасов.

Это имеет смысл не только с точки зрения этики, но и с точки зрения бизнеса. Это означает большую операционную эффективность и меньшее количество денег, потраченных на создание избыточных запасов. Ну и естественно компании смогут сказать клиентам, что они активно сводят к минимуму отходы и не производят излишние товары.

И третий пункт – не стоит забывать людей, которые на самом деле производят продукты. Блокчейн может помочь создать децентрализованные, неизменяемые системы отчетности и обратной связи для работников на всех уровнях цепочки поставок. Например, есть продукты, которые помогают сотрудникам доказывать руководству неэффективность их труда, или тот факт, что производство работает не эффективно. Таким образом, компания реально может повысить удовлетворенность работников своим рабочим местом, снизить показатели текучки персонала и показать сотрудникам и клиентам реальные изменения в управлении компанией.

 

Итоги

Смысл в том, чтобы создать замкнутую систему, в которой все в цепочке спроса стимулируют друг друга к тому, чтобы стать более эффективными, более устойчивыми и более этичными. У нас есть блокчейн-технология, которая может помочь в этом. Остается только заставить ее работать.